Preview

Маркетинг в аграрной сфере: конкурентоспособные стратегии

https://doi.org/10.46666/2025-3.2708-9991.19

Аннотация

Для агропромышленного комплекса Казахстана развитие и трансформация маркетинга являются стратегически важными инструментами. Такой подход способствует достижению экологической устойчивости в производственной сфере, укреплению позиций на рынке.

Цель - представить механизм менеджмента, позволяющий адекватно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, разработать и внедрять модели маркетинговых процессов.

Методы – в качестве методологии исследования применялся аналитический подход, в ходе которого обработан значительный объем информации, необходимой для анализа и интерпретации данных, выявления закономерностей и понимания сути изучаемого объекта, а также использованы интервью со специалистами аграриями.

Результаты – в исследовании рассмотрены переменные, наиболее эффективно влияющие на усиление маркетинговой деятельности в предприятиях аграрного профиля. Обозначены ключевые аспекты, подтверждающие значимость и результативность маркетинговых услуг в аграрном секторе, маркетинговых подходов для адаптации хозяйствующих субъектов к конкурентной середе. Анкетирование предпринимателей свидетельствует, что наибольший интерес вызывают цифровые инновации в агромаркетинге, экологическая сертификация продукции, логистика, принципы справедливой торговли, достаточный уровень обеспеченности инфраструктурой в сельских районах, информированность об эффективности маркетинговой политики.

Выводы – отмечается, что конкурентоспособность агропродовольственных систем, основанных на «зеленых» технологиях, должна обеспечиваться оптимальным функционированием всех этапов производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельхозпродукции, а также необходимо участие заинтересованных сторон: производителей, дистрибьютеров, потребителей. Автор констатирует, что адаптация к экологически ориентированной рыночной стратегии для нужд агробизнеса на основе эмпирических данных расширяет конкурентные преимущества сельхозформирований и их репутацию, вносят значительный вклад в экосбалансированный рост аграрной отрасли, стабильное взаимодействие с рыночным сегментом, ответственное продвижение брэнда.

Об авторе

А. Б. Сманова
Университет Нархоз
Казахстан

Сманова Асел Болатқызы - негізгі автор; Ph.D докторанты,

050035 Жандосов көш., 55, Алматы қ.



Список литературы

1. Saulick, P. Business sustainability performance: asystematic literature review on assessment approaches, tools and techniques / P. Saulick, C. Bokhoreeand, G. Bekaroo // Journal of Cleaner Production. – 2023.- Vol. 132.- P. 403-408. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2023.136837.

2. Govindan, K. A location-inventory-routing problem to design a circular closed-loop supply chain network with carbon tax policy for achieving circular economy: an augmented epsilon-constraint approach / K. Govindan, F. Salehian, H. Kian, S. Hosseini, H. Mina // The International Journal of Production Economics.– 2023.– Vol.257.- P.362-367. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2023.108771.

3. Freidberg, S. Metrics and Metis: work and practical knowledge in Agri-food sustainability governance / S. Freidberg // Agriculture and Human Values. -2023. - Vol. 40. – P. 245–257. https://doi.org/10.1007/s10460-022-10351-0.

4. Sharma, M. Overcoming barriers to implement digital technologies to achieve sustainable production and consumption in the food sector: a circular economy perspective / M. Sharma, S.Joshi, K.Govindan // Sustainable Production and Consumption Journal . - 2023. – Vol. 39. - P. 203-215. https://doi.org/10.1016/j.spc.2023.04.002.

5. Lee Jim, S., Gene, C., Jane, C. Intelligent automation for consumer products and retail supply chains [Electronic resource]. – 2021.- Available at: https://www.ibm.com/downloads/cas/EXK4XKX8 (date of access: 12.06.2025).

6. Rachel, B. There Be Change Insights Bucket Folder strategy The Power of Brand Purpose Competitive Agility From me to we: The rise of the purpose-led brand / B.Rachel // Accenture.- 2020.- №5.- P. 222-225.

7. Успанова, М.У. Формирование и функционирование механизма хозяйствования в АПК на принципах маркетинга/ М.У Успанова, Е.Б. Исабеков // Известия Казахсого университет международных отношений и мировых языков им.Абылай Хана.-2020.-№2.-C.116- 126.

8. De Laurentiis, F. Laurentiis Agrifood Sustainability Transitions in Firms and Industry / F. De Laurentiis, M.I. Borsatto, P. Stegmaier, L.M. Gonzalez // Sustainability. - 2024.- Vol. 16. – P 189-193. https://doi.org/10.3390/su16167079

9. El Chalfoun, F. Quantitative investigation of the impact of electronic media marketing on brand building/ F. El Chalfoun, V.Davidavičienė // International Journal of Social Science and Economic Research.-2019.-Vol.4.-N8.-P.5503-5510.

10. Kumari, R. A systematic literature review on the enablers of green marketing adoption: consumer perspective / R. Kumari, R. Verma, B.R. Debata, H.Ting // Journal of Cleaner Production - 2022. - Vol. 366. – P. 119-122 https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.132852.

11. Saraswati, N. Sustainability marketing mix on purchase decision through consumer’s green attitude as the moderating variable / N. Saraswati, A. Wirayudha // International Journal of Economics, Bussiness and Accounting Research. – 2022.- Vol. 6.-N 3. – P.642-648 https://jurnal.stie-aas.ac.id/index.php/IJEBAR.

12. Wu, C. Integrated approach for exploring critical elements that affect the sustainable development of cultural and creative industries / C. Wu., S.W. Lin // Journal of Business Economics and Management. – 2021.- Vol. 22.-N 3. – P. 596–615. https://doi.org/10.3846/jbem.2021.14261.

13. Mancuso, I. Understanding the purchasing behavior of consumers in response to sustainable marketing practices: An empirical analysis in the food domain/ I. Mancuso, A. Natalicchio, U. Panniello, P.Roma // Sustainability. - 2021. – Vol. 13.-N 11. – P.147-152/ https://doi.org/10.3390/su13116169.

14. Kelleci, A. Guiding framework for levels of sustainability in marketing / A.Kelleci, O.Yıldız // A Sustainability. - 2021. – Vol. 13.-N 4. – P. 1638-1644 https://doi.org/10.3390/su13041644.

15. Kotler, Ph. Marketing and value creation / Ph.Kotler // Journal of Creating Value. – 2020. - Vol. 6.-N1.–P.10–11. https://doi.org/10.1177/2394964320903559.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Сманова А.Б. Маркетинг в аграрной сфере: конкурентоспособные стратегии. Проблемы агрорынка. 2025;(3):216-225. https://doi.org/10.46666/2025-3.2708-9991.19

For citation:


Smanova A.B. Agricultural marketing: competitive strategies. Problems of AgriMarket. 2025;(3):216-225. (In Kazakh) https://doi.org/10.46666/2025-3.2708-9991.19

Просмотров: 5


ISSN 1817-728X (Print)
ISSN 2708-9991 (Online)