Preview

Проблемы агрорынка

Расширенный поиск

Маркетинговые механизмы сбыта в сельском хозяйстве

https://doi.org/10.46666/2025-2.2708-9991.04

Аннотация

Цель – реализация маркетинговых сбытовых технологий в агропромышленном комплексе способствует обеспечению экономической устойчивости сельскохозяйственного производства и позволяет принимать научно обоснованные решения о производстве, сбыте и продвижении товаров на рынок, дает возможность адекватно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику конкурентной борьбы.

Методы – в качестве методологии исследования применялся аналитический подход, в ходе которого обработан значительный объем информации, необходимой для анализа и интерпретации данных, выявления закономерностей и понимания сути изучаемого объекта.

Результаты – выделены ключевые аспекты, подтверждающие значимость и эффективность функций маркетинга в сфере сбыта аграрной продукции, маркетинговых подходов для адаптации сельскохозяйственных предприятий к нестабильности конкурентной среды. Анкетирование хозяйствующих субъектов показало, что наибольший интерес вызываю цифровые инновации маркетинговых процессов, обозначены основные барьеры, препятствующие их внедрению: нехватка квалифицированных специалистов, недостаточное финансирование, низкий уровень обеспеченности инфраструктурой в сельских районах, информированности о результативных рычагах воздействия маркетинговой политики.

Выводы - интеграция маркетинговой стратегии с производственной деятельностью в аграрной сфере повышает результативность всей логистической цепочки - от производителя до конечного потребителя. Распространение агромаркетинга требует комплексных методов, включая обучение кадров, цифровизацию торговой сети. Эффективно выстроенный маркетинговый функционал в АПК содействует укреплению продовольственной безопасности, служит валидным инструментом стабильного социально-экономического развития сельских территорий. Авторы констатируют необходимость конструктивных программ подготовки компетентного персонала, учитывающего основные направления агромаркетинговых маршрутов, которые следует рассматривать как фактор роста прибыльности сельхозформирований и стимул усиления инновационной активности.

Об авторах

А. Э. Айтжанова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Казахстан

Айтжанова Айгуль Эдиловна - кандидат экономических наук, ассоциированный профессор; доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»,

050022 ул. Муратбаева, 200, г.Алматы



Л. С. Нурпеисова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Казахстан

Нурпеисова Лейла Сатыбалдиевна - кандидат экономических наук, профессор; профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг»,

050022 ул. Муратбаева, 200, г.Алматы



А. Кушекбаев
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

Кушекбаев Астам – основной автор; докторант Ph.D кафедры «Маркетинг»,

050060 ул. Розыбакиева 227, г.Алматы



Список литературы

1. Krishnaveni, C. Agricultural marketing: Principles, Practices, and Perspectives / C.Krishnaveni, A.Saravanan.- Дюссельдорф: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2024.-100 p.

2. Стукач, В.Ф. Развитие аграрного сектора как фактор обеспечения продовольственной безопасности Казахстана в условиях ЕАЭС / В.Ф. Стукач, А.С. Байдалинова, Р.Е. Сулейманов // Экономика региона. – 2022. –№ 18(1). – С. 223–236.

3. Skiba, R. Agribusiness Management in Sustainable Agricultural Enterprises / R. Skiba. - Лондон: After Midnight Publishing, 2024. - 404p.

4. Bac Truong, C. Revisiting rural economic structural transformation from the viewpoint of regional linkages / C.Bac Truong // Economy of Region. - Vol. 18. - Issue 2. - 2022. - P. 312–323.

5. Serrano, R. Internationalization and performance in agri-food firms / R.Serrano, M. Fernández-Olmos, V.Pinilla // Spanish Journal of Agricultural Research. 2019.-N. 16(2).- P. 459–470.

6. Timberlake, M. The world-system perspective and urbanization.- В кн. The Globalizing Cities Reader / M. Timberlake.- Лондон: Routledge, 2022.- P. 77–82.

7. Сатыбалдин, А.А. Концептуализация развития сельских территорий / А.А. Сатыбалдин, А.Т. Тлеубердинова, К.В. Кулик // Экономика: стратегия и практика.- 2021.- N 16(3).- Р- 6-21.

8. Smith, A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations / A.Smith. – Oxford: Oxford University Press, 2022. - 688 p.

9. Malthus, T.R. The experience of the population law / T.R. Malthus.- 2020.-N 1(2).- P.132-147 .

10. Полбицын, С.Н. Роль предпринимательства в устойчивом развитии сельских территорий России / С.Н. Полбицын // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – № 2. – 619с.

11. Миронов, В.В. О диагностике текущего состояния российской экономики и среднесрочных перспективах ее роста / В.В. Миронов // Вопросы экономики.– 2019. – № 2.– С. 5-35.

12. Цыпкин, Ю.А. Основы маркетинга в агропромышленном комплексе / Ю.А. Цыпкин.- М.: Изд. Междунар. ассоциации агромаркетинга, 2022. – 211 с.

13. Sisto, R. Agri-food Exports and Challenges of Foreign Markets for a Small region: a Network Approach / R. Sisto, A. Marseglia, E.Sica //Economy of Region. – 2021.-N 17 ( 2).- P. 607-618.

14. Ушачев, И.Г. Научные подходы к совершенствованию государственного регу-лирования в АПК на современном этапе // И.Г. Ушачев, В.В. Маслова // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 4. – С. 3–10.

15. Кривенко, Н.В. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов / Н.В. Кривенко, Д.С. Епанешникова // Экономика региона. – 2020. – Т. 16. – № 3. – С. 765–778


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Айтжанова А.Э., Нурпеисова Л.С., Кушекбаев А. Маркетинговые механизмы сбыта в сельском хозяйстве. Проблемы агрорынка. 2025;(2):47-57. https://doi.org/10.46666/2025-2.2708-9991.04

For citation:


Aitzhanova A.E., Nurpeisova L.S., Kushekbayev A. Marketing mechanisms of sales in agriculture. Problems of AgriMarket. 2025;(2):47-57. (In Kazakh) https://doi.org/10.46666/2025-2.2708-9991.04

Просмотров: 6


ISSN 1817-728X (Print)
ISSN 2708-9991 (Online)