Формирование спроса, потребление хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Казахстан
https://doi.org/10.46666/2022-1.2708-9991.13
Аннотация
Цель – определить значимость рынка хлеба и хлебобулочных изделий Республики Казахстан.
Методы – анализа, синтеза, группировки сравнения.
Результаты – на основе статистических данных приведен анализ развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в динамике за последние пять лет. Авторами сделан акцент на стратегическое значение рынка хлеба как наиболее значимого продукта питания большей части населения. Рассмотрен удельный вес регионов республики в производстве хлебобулочных и мучных изделий. Изучены факторы, снижающие эффективность в отрасли. Отмечаются неравномерность объемов производства в динамике. Выявлены регионы, занимающие значительный удельный вес в производстве хлеба и хлебобулочных изделий. Определено влияние величины среднедушевых номинальных денежных доходов и прожиточного минимума населения на уровень спроса на хлеб и хлебобулочные изделия. Дана информация о стоимости хлеба в стране и факторах, определяющих уровень цен на данный продукт и развитие отрасли.
Выводы – на основе проведенного анализа и полученных результатов исследования авторы отмечают снижение объемов промышленного производства хлеба и повышение цен на него, обусловленное активно развивающейся его выпечкой в сетях супер- и гипермаркетов, имеющих собственные пекарни. В целом можно отметить устойчивость не только производства хлеба и хлебобулочных изделий, но и промышленности в целом, перспективы развития которой связаны с повышением конкурентоспособности продукции отрасли и ростом ее экспортного потенциала.
Об авторах
А. Б. АйдароваКазахстан
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика»
160012 пр. Тауке хана, 5, г. Шымкент, Казахстан
С. М. Абдихалык
Казахстан
магистрант
160012 пр. Тауке хана, 5, г. Шымкент, Казахстан
Список литературы
1. Aidarova, A. Food Security in the Republic of Kazakhstan in the Conditions of the Customs Union / A. Aidarova, E. Dosmuratova, A. Zhakeshova, S. Kuashbay, A. Kupeshev // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – n. 1. - P. 1-9.
2. Программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы [Электронный ресурс].- URL: https://www.baiterek.gov.kz/ru/programs/gosudarstvennaya- programma -razvitiya-agropromyshlennogo- kompleksa- respubliki- kazakhstan- na-2017-2021(дата обращения: 14.01.2022).
3. Гриднева, Е.Е. Проблемы и перспективы развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Казахстан / Е.Е. Гриднева, Г.Ш. Калиакпарова, И.Е. Падалко // Проблемы агрорынка. – 2018. – №1. – С. 112.
4. Markhayeva, B. Strategic DecisionMaking in the Bakery Market: Experience of SMEs in Kazakhstan // 15th EBES Conference, Lisbon, Portugal, 2015. – Lisbon, 2018. – Vol. 4 – P. 2310-2316.
5. Послание президента РК «Казахстан в новой реальности: время действий» [Электронный ресурс].-URL: https://primeminister.kz/ru/address/0109202 (дата обращения: 14.01.2022).
6. Отчет национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» по результатам маркетингового исследования Производство хлебобулочных изделий в Республике Казахстан [Электронный ресурс].-URL: https://atameken.kz (дата обращения: 14.01.2022)
7. Кожахметова, Г.А. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности Казахстана / Г.А. Кожахметова, О.В. Лашкарева // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. – 2016. - №5. – С. 104.
8. Бельская, О.В. Рынок хлеба и хлебобулочной продукции/О.В. Бельская, И.Н. Лукьянова, Н.В. Петрова // Известия великолукской ГСХА. – 2016. - №1. –C. 39-44
9. Гизатова, А.И. Қазақстан Республикасының аграрлық азық-түлік нарығында сұраныс пен ұсынысты қалыптастыру / А.И. Гизатова // Проблемы агрорынка. - 2017. – № 1. – Б.79-86.
10. Ақан, Ж. Анализ состояния производства и потребления хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в Республике Казахстан/ Ж.Ақан, К. Какенов // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. – 2017. - №1. – C. 9-13
Рецензия
Для цитирования:
Айдарова А.Б., Абдихалык С.М. Формирование спроса, потребление хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Казахстан. Проблемы агрорынка. 2022;1(1):113-119. https://doi.org/10.46666/2022-1.2708-9991.13
For citation:
Aidarova A.B., Abdikhalyk S.M. Formation of demand, consumption of bread and bakery products in the Republic of Kazakhstan. Problems of AgriMarket. 2022;1(1):113-119. https://doi.org/10.46666/2022-1.2708-9991.13